Рыцарева (Сорокина) Татьяна Васильевна

Вопросы воспитания: педагогика наказания или педагогика побуждения?

       Вопросы воспитания в любые времена актуальны. Не секрет, что определяющую роль в том, каким вырастет ребенок, играет семья, а именно семейное воспитание. Отсюда известная фраза: "Все мы родом из детства". 
       Уже с рождения в ребенке заложена генетическая программа развития, в частности, потребность расти и развиваться. Если её не нарушать, создавать благоприятные условия, из каждого ребенка может получиться почти гений. Малыш активно ищет и находит то, что ему в данный момент больше всего нужно для его развития.
       Известные системы воспитания можно рассмотреть с точки зрения соответствия генетической программе развития. Наибольший интерес представляют две основные педагогические системы: педагогика наказания (её также называют педагогикой принуждения или авторитарной системой), доминирующая в нашем обществе, и педагогика побуждения (сотрудничества) как её антипод.
       Разница двух систем в их задачах и формах реализации.
       Задача педагогики принуждения - ЗАСТАВИТЬ ребенка выполнять требования родителей, другими словами, это принуждение детей к послушанию через наказание.
       Задача же педагогики побуждения - ВДОХНОВИТЬ ребенка на успешное выполнение разного рода задач. Реализуется это в рамках сотрудничества родителя и ребенка.
       Педагогика наказания не учитывает потребности ребенка в свободе развития. Поэтому, нет сомнений, что неблагополучность детей - результат насилия над ребенком не только физического, но, в первую очередь, психологического. В условиях запретов, угроз, наказаний формируются различные комплексы неполноценности у детей, преодолеть которые дано не каждому. Это порождает проблемы у ребенка в будущем, у его детей и даже сотрудников, которыми он будет управлять. Ставшие послушными воле родителей дети постепенно становятся "серыми" и безынициативными. Они зависимы от авторитета старших, от внешней оценки, повзрослев, они не осмеливаются на самостоятельный анализ событий, не доверяют своему разуму, надеясь на авторитетного специалиста. Их творческое начало не получает дальнейшего развития, оказывается придавленным условиями семейного, а порой и школьного, детсадовского террора. Стоит ли удивляться, что в современном обществе не появляются новые Сократы и Аристотели?
       Если плюсы второй системы так очевидны, почему же большинство родителей пользуются педагогикой наказания?
Дело в том, что для реализации воспитания в рамках педагогики наказания не требуется высокого педагогического мастерства, достаточно элементарной агрессивности, к тому же такая система воспитания приносит свои положительные, обычно временные, плоды, состоящие в следующем: повышение дисциплины и исполнительности ребенка. К тому же взрослые тоже когда-то были детьми, у них запечатлевается тот авторитарный стиль воспитания, который применяли к ним родители. Повзрослев, они воспроизводят этот стиль в своих семьях. Вот такая межпоколенческая передача негативного опыта.
       Что же такое педагогика побуждения (сотрудничества)?
       Это система воспитания, которая учитывает законы развития ребенка, заложенные природой, где сотрудничество родителя и ребенка - самый плодотворный путь решения всех воспитательных задач.
       Как говорилось выше, главная цель такой системы воспитания - вдохновить ребенка, заинтересовать его. Задача родителей - создать необходимые условия развития. Можно провести параллель со щенком, которому необходимо дать кость в тот момент, когда у него режутся зубы. Аналогично определенные условия развития необходимы и ребенку, а именно: заинтересованный родитель, готовый заниматься и предоставлять ему свободу действий, игрушки, прогулки, развивающие материалы и др.
Важно следовать потребности ребенка развиваться. Ведь когда ребенок выбирает что-то по своей инициативе и добивается результата, у него возникает уверенность в своих силах, он получает опыт, что может справиться самостоятельно, появляется желание пробовать и дерзать дальше. Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития.
       А что же делать, если ребенок не слушается? Наказывать?
       Если такие ситуации наступают, это значит, что заложенный закон развития где-то нарушался. Если же этот закон не нарушается, негативного поведения со стороны ребенка  практически не возникает.
       Прежде чем наказывать ребенка, нужно побудить его не нарушать правила впредь более мягкими средствами:
-удивление, порицание, недоумение: "Не может быть, чтоб человек с такой тонкой душой так поступил!"
- негативная оценка: "Вообще-то ты поступил нездорово…".
       А наказание - это крайний метод, который нужно применять редко, и только в том случае, если были нарушены принятые в семье правила. Безусловно, должны существовать немногие, но категорические "нет". Это правила, которые направлены на сохранение блага ребенка. Например, нельзя играть с огнем и выбегать на дорогу. Если правила немногочисленные и понятные, дети относятся к ним вполне терпимо.
       При переходе от педагогики принуждения к педагогике побуждения необходимо быть готовым к тому, что поначалу будет нарушаться дисциплина и дети будут "садиться на голову", но пожелаю родителям терпения в этом нелегком, но важном деле. Плоды педагогики сотрудничества появятся скоро и, несомненно, удивят родителей!
       В целом, есть масса технических приемов, которым может научиться каждый желающий родитель, заботящийся о благополучии своего ребенка. В помощь родителям в нашей службе организованы многочисленные детско-родительские тренинги, где психологи подробнее рассказывают о педагогике побуждения и помогают родителям в преодолении возникших трудностей воспитания и переходе к новой педагогической системе.

ПЕРЕЙТИ К ПОЛНОМУ СПИСКУ СТАТЕЙ

  ГЛАВНАЯ      О НАС      КОНСУЛЬТАЦИИ      ТРЕНИНГИ      ОБУЧЕНИЕ     ДИАГНОСТИКА     ОТЗЫВЫ