Карамян Карина Рубеновна

Эстетическое измерение профессионального сознания и развития психолога-практика.

       Кризис осознанной «профессиональной некомпетентности» молодых психологов-практиков в условиях проведения Болонских реформ, прагматично ориентированных на рынок труда, – одна из актуальных проблем отечественной прикладной и консультативной психологии; одновременно – следствие методологического кризиса современной психологической науки.
Зафиксированный практиками и исследователями разрыв между академической подготовкой психологов и их возможностями в реальной профессиональной деятельности (Василюк, 1998; Кринчик, 2004) приобрел форму сознательного отказа от профессиональной самореализации выпускников в качестве психологов (Фокин, 2001) и усугубил внутриличностные конфликты студентов-психологов (Быкова, 2007; Короткая, 2009).
       Нашему пониманию сути кризиса осознанной «профессиональной некомпетентности» молодых психологов-практиков близка ее интерпретация в терминах предельно широкого образования сознания, задающего «имплицитную теорию специалиста как профессионала "естествоиспытателя" или "гуманитария"» (Фокин, 2006).
       Выход из кризиса мы видим в сближении этих точек зрения на психологию - на уровне профессионального сознания, посредством «проработки» его нерефлексивного слоя: ведь кроме семантических структур сознания содержание психики составляют феномены эстетической природы, т.н. «композиты выражения», которые детерминируют проявления эмоциональной сферы личности, структурируют «чувственную ткань» образов (Тулупов, Шевандрин, 2000). При этом под эстетикой подразумевается не столько наука о прекрасном, сколько наука о выражении (Croce, 1928). Психосемантическая и психоэстетическая подсистемы связаны отношениями дополнительности, многоуровневого соответствия; как информационные процессы, они протекают относительно независимо, организуя аффективный и интеллектуальный опыт личности (Тулупов, Шевандрин, 2000).
       Исходя из этого, мы полагаем, что в образовательном контексте одними из ведущих средств развития соответствующих метакомпетенций психолога-консультанта, а также осмысления психологической практики, являются средства искусства и эстетики – в том числе со включением эмпирического материала искусствоведения (традиционно исследующего сферу выражения) в феноменологию психологии.
       Следует признать, что в широком контексте истории психологической науки и образования наша теоретическая позиция не выглядит новационной; более того, мы фиксируем ее принадлежность к научной школе: одним из первых психологов вопрос о необходимости включения средств искусства и эстетики в систему воспитания и образования поставил и обсудил Л.С. Выготский. За искусством он признавал «общественную технику чувства», отмечая, что оно систематизирует ту сферу психики, которую мы привыкли обходить стороной – сферу чувств и эмоций: «Искусство – есть работа мысли, но совершенно особенного, эмоционального мышления»; оно приводит к тому же, к чему приводит научное познание, но другим путем (Выготский, 1986). Приобщение … к восприятию художественных произведений способствует «превращению глаза телесного в глаз духовный… направленный не только вовне, но и внутрь самого себя»; в то время как лишение такого опыта делает его «ущербным» (Выготский, 1926). Ценный вклад в теорию и практику развивающего обучения детей, которые способны не только «думать и говорить», но «делать и чувствовать», внесли работы В.В. Давыдова по развитию эмоций в процессе эстетической деятельности (проводимые в последние годы жизни), труды по развитию эстетических способностей учащихся (Торшилова, Морозова, 2001).
       Однако применительно к профессиональному образованию психологов-практиков подобные проекты выглядят по-прежнему инновационно: с позиции деятельностного подхода развитие эстетического измерения профессионального сознания психолога возможно только посредством обретения опыта эстетической деятельности.
       Наш опыт апробации авторского курса Д.Г. Сорокова и Ф.Е. Василюка «Метанавыки консультативной работы» в рамках ИОП МГППУ «Психологический театр», исследование влияния эстетического опыта на развитие эмоционального интеллекта учащихся, сравнительное исследование личностных особенностей выпускников-психологов, оставшихся в профессии и покинувших ее, подтверждают возможность и необходимость создания образовательных программ по целенаправленному развитию соответствующих метакомпетенций психологов-практиков с использованием средств искусства и эстетики, а также нормативно-правовых и организационных условий для их реализации на всех уровнях высшего профессионального и послевузовского образования.

ПЕРЕЙТИ К ПОЛНОМУ СПИСКУ СТАТЕЙ


  ГЛАВНАЯ      О НАС      КОНСУЛЬТАЦИИ      ТРЕНИНГИ      ОБУЧЕНИЕ     ДИАГНОСТИКА     ОТЗЫВЫ